Как появился Байкал

В незапамятные времена появились в этих краях люди, говорит легенда...

Дорогой консолидации

7 декабря 2010 г.

Источник - Газета «Наш Красноярский край», Красноярск

Дорогой консолидации

//«Байкалфарм» объединяет региональные заводы

Создание одного из крупнейших российских алкогольных холдингов – ОАО «Байкалфарм» - будет завершено до конца 2010 года. Помимо действующих производственных площадок - завода в Бурятии и Канского ЛВЗ в Красноярском крае, к концу года компания запустит Минусинский алкогольный завод в Красноярском крае и Тельминский спиртзвод в Иркутской области. Таким образом, это будет один из крупнейших холдингов алкогольной отрасли в Сибири и на Дальнем Востоке.

От количества к качеству

Свою стратегию развития «Байкалфарм» сменил в разгар кризиса. В период, когда большинство предприятий сокращали расходы, и об инвестиционных проектах даже речи быть не могло, «Байкалфарм» принял парадоксальное на первый взгляд решение – начал скупать обанкротившиеся региональные алкогольные заводы. А по сути, это стало новой моделью бизнеса. Ведь компания сменила вектор развития – от количественного расширения рынков сбыта, перешла к качественному.

«Наша компания выбрала свою, уникальную для рынка стратегию развития. Все предпочитают развивать дистрибуционную сеть, а мы – производственную. По нашим оценкам, этот подход – более верен стратегически. И как показывает время, эта модель бизнеса вполне жизнеспособна – наши объемы производства растут. А значит, мы на верном пути», - объясняет генеральный директор ОАО «Байкалфарм» Михаил Матханов.

До кризиса «Байкалфарм», как и большинство крупных алкогольных производителей, поддерживал традиционную дистрибуционную модель. Когда объемы производства и продаж увеличивались за счет продвижения на региональных рынках через местных оптовиков. По такой модели работали практически все производители алкоголя России, пусть и с разными ограничениями – кто-то больше доверял этой модели, кто-то меньше. Но кризис все расставил на свои места. Оптовики по всей России, набрав товара в кредит, начали банкротиться один за другим. Как итог – те предприятия, которые вывели свой сбыт в дистрибьюцию, пострадали больше всех. Все мы помним несколько банкротств среди крупнейших российских алкогольных компаний.

Уже тогда было очевидно, что выстроенная через чужие руки система продаж компании – это прямая дорога к конкурсному управляющему. Поэтому на «Байкалфарме» решили «копать» не вширь, как все, а вглубь, т.е. планомерно увеличивать рыночную долю в своих «домашних» регионах. «У местного производства при должном уровне оформления продукта, хорошем качестве и разумном маркетинге, всегда будет 40-50-процентная доля на местном рынке алкоголя, - говорит генеральный директор ОАО «Байкалфарм» Михаил Матханов, - Все, что нужно – это не на словах, а на деле стать своим, местным производителем». Поэтому ОАО «Байкалфарм» начал приобретать заводы-банкроты.

Выгодно всем

Но на территорию компания заходит не просто как инвестор. «Байкалфарм» приносит на приобретенные предприятия новые технологии производства и контроля качества продукции. «Байкалфарм» заходит как крупный работодатель. Как правило, территории, где расположены заводы, имеют достаточно сложную экономическую ситуацию и новые рабочие места там нужны в первую очередь. Кроме того, «Байкалфарм» - это новый и очень перспективный налогоплательщик для региональных властей. В себестоимости водки половину составляют налоги. Из них свыше 70% приходится на акцизный сбор. С изменениями, принятыми в налоговом кодексе, сейчас акциз зачисляется в региональный бюджет по месту производства. И арифметика здесь предельно простая: чем больше производит завод, тем больше получает региональный бюджет в виде акциза.

И лучший тому аргумент – сухие цифры. Только за 10 месяцев текущего года ОАО «Байкалфарм» перечислил налогов на сумму 1 млрд. 155 млн. рублей. К уровню прошлого года объем налогов и сборов, которые платит компания, вырос на 5%. Из этих денег практически 80% поступили в региональные бюджеты – 790 млн. рублей было перечислено в бюджет Республики Бурятия, 132 млн. рублей – в бюджет Красноярского края. Порядка 230 млн. рублей ушло в федеральный бюджет.

Объем производства холдинга за 10 месяцев 2010 года составил 1 млн. 250 тыс. дал алкоголя, в том числе на Канском ЛВЗ – 170 тыс. дал ЛВП. За этот год Канский ликероводочный завод практически удвоит свои объемы производства. К слову, за весь 2009 год ОАО «Байкалфарм» произвел 1 млн. 450 тыс. дал. Поэтому уже сейчас очевидно, что в 2010 году компания увеличит свои объемы – впереди ноябрь и декабрь, традиционно самые «жаркие» месяцы для алкогольной отрасли.

По словам директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадима Дробиза, руководство компании проводит достаточно грамотную политику. «Одни компании ошиблись, пойдя по пути размещения своих активов во всех федеральных округах. «Байкалфарм» же освоил близлежащие регионы – Дальний Восток, Сибирь, – говорит Вадим Дробиз. – Другие предприятия впали в другую крайность и считают, что главное продавать свою продукцию, а не приобретать активы. Это неверный подход. Из-за местного «протекционизма», власти поддерживают своих производителей и это правильно, если не доводить дела до абсурда. И «Байкалфарм» поступает очень мудро, приобретая разорившиеся заводы. Их продукция становится «своей» в соседних регионах».

Но помимо чисто технических, производственных задач, очень серьезное внимание в компании уделяют маркетингу, роль которого в современном алкогольном бизнесе трудно переоценить. В частности, ведется работа над новыми общекорпоративными брендами. Их продавать будут по всей торговой сети компании. Станут ли они новыми «флагманами» компании, как «Кристальная капля» и «Ветерок» - покажет время. Помимо этого, будет выпущено и несколько новых региональных торговых марок, продажи которых будут ограничиваться местными рынками. В Красноярском крае – это водки «Канская» и «Саяны», в Иркутской области эта будет водка «Иркутянка», которую планируется разливать на Тельминском заводе. Словом, покупателей на рынках сбыта «Байкалфарма» ждет двухслойный маркетинговый пирог: в основе его будут лежать региональные бренды, а лоск наводить – известные «федеральные» торговые марки.

Илья Щеголихин

Производственный холдинг ОАО «Байкалфарм»

Республика Бурятия

Улан-Удэнский завод ОАО «Байкалфарм»

Дата запуска: 1991 год

Головное предприятие ОАО «Байкалфарм» в Улан-Удэ выпускает свыше 1 млн. дал алкоголя ежегодно. Здесь трудится большая часть персонала корпорации. Расширение объемов производства и сбыта, производственная экспансия в другие регионы началась именно с этой территории. В Бурятии ОАО «Байкалфарм» занимает до 70% алкогольного рынка.

Красноярский край

Канский ликероводочный завод

Дата возобновления производства: октябрь 2009 года

Канский ликероводочный завод — одно из самых старейших предприятий на территории Красноярского края. Заводу больше 100 лет. В мае 2009 года Канский ЛВЗ был приобретен ОАО «Байкалфарм». В октябре этого же года после масштабной реконструкции на предприятии было возобновлено производство. Сейчас на заводе установлено современное оборудование. Ежегодно на КЛВЗ может выпускаться до 600 тысяч дал алкогольной продукции. При выходе на плановые мощности объем налоговых отчислений составит до 600 млн. рублей.

Минусинский ликероводочный завод

Дата запуска: конец 2010 года (план)

Сделка по приобретению имущественного комплекса Минусинского ЛВЗ и Знаменского спиртзавода была закрыта в конце августа 2010 года. Сейчас ведутся работы по необходимой технической модернизации на заводе, и оформляется необходимая разрешительная документация. В 2011 году планируется возобновление спиртового производства на предприятии в п. Знаменка, который входит в единый имущественный комплекс ОАО «Минал».

Предполагаемый объем финансирования для запуска ликероводочного комплекса – до 120 млн. рублей. Они пойдут на капитальный ремонт, установку приборов ЕГАИС, техническое перевооружение цехов, лицензирование.

На предприятиях будет создано до 200 новых рабочих мест.

Иркутская область

Тельминский спиртовый завод

Дата запуска: конец 2010 года (план)

Объем инвестиций порядка 100 млн. рублей. Завершены все строительные и технические работы. Проведен капитальный ремонт цехов, установлены приборы ЕГАИС и новое оборудование по розливу ЛВП. На предприятии планируется производить до 600 тыс. дал алкогольной продукции в год. Налоговые отчисления – до 600 млн. рублей при выходе на плановые мощности.

Сейчас ведутся работы по получению лицензии и иной разрешительной документации, необходимой для запуска предприятия.

Новые награды «Байкалфарма»

11 наименований продукции, выпускаемой компанией «Байкалфарм» получили награды Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» 2010 года. Бальзамы «Бурятия» и «Амрита», а также сладкие настойки: «Руссика черносливовая», «Руссика черемуховая», «Руссика брусничная» и «Руссика рябиновая на коньяке», выпускаемые ОАО «Байкалфарм», стали лауреатами конкурса. Кроме того, почетного диплома удостоилась водка «Канская», выпускаемая Канским ЛВЗ (Красноярский край).

Как отметила главный технолог ОАО «Байкалфарм» Нелли Бабенко, заявляясь на конкурс, компания сделала ставку на высокое качество выпускаемой продукции, использование только натурального сырья и уникальность технологии. «В состав наших бальзамов и настоек входит только натуральное сырье. Многие травы, ягоды – брусника, рябина и другие, собраны в экологически чистых лесах Бурятии и Алтайского края. Все наши напитки имеют яркий и насыщенный вкус, который придают им натуральные продукты», - рассказала Нелли Бабенко.

Дипломы конкурса получили водки «Кристальная капля Люкс», «Руссика», «Саяны» и «Ветерок». Две первые марки выпускаются на предприятии давно и заслужили немало наград, а две другие – новинки. В 2010 году «Ветерок» наряду с еще двумя новыми марками водки «Байкалфарм» - «Канская» и «Иркутянка» стал обладателем медалей дегустационного конкурса выставки «ПродЭкспо - 2010». Также эта марка была признана «Звездой ПродЭкспо» и удостоилась бронзовой медали на международном дегустационном конкурсе «Лучшая водка - 2010» в номинации «Открытие года».