Как появился Байкал

В незапамятные времена появились в этих краях люди, говорит легенда...

Инвестиции в будущее

24 декабря 2010 г.

Источник - Газета «Областная», Иркутск

2010 год был особенным для алкогольной отрасли России. В кризисный 2009 год происходило повсеместное снижение объемов производства на рынке легального алкоголя, случилось несколько громких банкротств и перспективы были неясными. Именно 2010 год должен был расставить все на свои места, именно эти посткризисные 12 месяцев должны были определить лидеров рынка и его аутсайдеров.

Для одного из крупнейших производителей алкоголя в Сибирском федеральном округе – компании «Байкалфарм» - это время тоже стало своего рода испытанием. Но кризис принес не только негативные явления. В этот период произошло снижение цен на многие производственные мощности. И тем компаниям, кто был уверен в себе, это дало хорошие шансы на развитие собственной производственной базы. Именно в 2009 году ОАО «Байкалфарм» начал, а к концу 2010 года завершил формирование крупного производственного холдинга, в состав которого вошло 4 алкогольных завода на территории от Красноярского края до Республики Бурятия.

В этот период компанией было осуществлено несколько крупных сделок. И отдельные из них региональными СМИ были названы сделками годами. В кризис компания сменила стратегию развития. И сейчас в декабре 2010 года можно ответить на вопрос: каковы же итоги стратегии года? Кроме того, компания представила несколько новинок года и завоевала несколько наград года. Обо всех достижениях уходящего года - в следующем материале.

Стратегия года

В 2010 году ОАО «Байкалфарм» продолжил свою достаточно агрессивную производственную политику – компания приобрела Минал в Красноярскм крае, взяла под управление завод в Забайкальском крае, заявила о планах по запуску производства в п. Тельма Иркутской области. Многие эксперты справедливо связали такую активность алкогольного холдинга в части расширения своих производственных мощностей со сменой стратегия развития компании. К слову, не так много предприятий в стране в целом, а уж в алкогольной отрасли и подавно, которые бы в разгар кризиса не избавлялись от активов, а покупали их.

Решение покупать и вкладывать средства в техническое перевооружение обанкротившихся региональных алкогольных заводов на первый взгляд выглядит парадоксальным. На деле же – это новый формат бизнеса в условиях кризиса.

«Наша компания выбрала свою, уникальную для рынка стратегию развития. Все предпочитают развивать дистрибуционную сеть, а мы – производственную. По нашим оценкам, этот подход – более верен стратегически. И как показывает время, эта модель бизнеса вполне жизнеспособна – наши объемы производства растут. А значит, мы на верном пути», - объясняет генеральный директор ОАО «Байкалфарм» Михаил Матханов.

Большинство алкогольных компаний и по сей день работают по старинке. Производится некий объем продукции. После чего эта продукция грузится местным региональным оптовикам по всей стране. Далее оптовые компании, естественно, не в ущерб себе, продают алкоголь в розничные сети. Таким образом, продажи в каждом конкретном регионе завода-производителя завязаны на сторонние бизнес-структуры. И в кризис случилась простейшая вещь. Оптовики, большинству из которых товар отгружался в кредит, один за другим начали вставать на банкротство. О возврате денег за товар речи в этих условиях идти уже не могло. Ответ на все был один – кризис виноват. Не сумев вернуть собственные деньги, многие крупные алкогольные компании (например, ЗАО «ВЕДА») не смогли рассчитаться по собственным кредитам. Проблемы с выплатами кредитов банкам возникли и у алкогольных заводов «Гросс» и ряда других крупных компаний. Словом, те, кто работал по такой схеме пострадали больше всех. Очевидно, что когда ключевое звено бизнеса – собственная система продаж – выстроена через чужие руки, то это прямая дорогая к конкурсному управляющему с последующим банкротством и распродажей.

На «Байкалфарме» изначально было принято иное решение. Лучше выстраивать собственную независимую систему продаж в каждом отдельном регионе, планомерно увеличивать свою рыночную долю, чем раскидывать продукцию по всей стране без особой надежды на возврат денег. Такая схема гораздо более сложная, требует серьезного менеджмента, решения кадровых вопросов да и затратнее она на первом этапе. Но она надежнее. Да и к тому же быть местным производителем, это значит уже обеспечить себе определенную долю рынка.

«У местного производителя при должном уровне оформления продукта, хорошем качестве и разумном маркетинге, всегда будет 30-процентная доля на местном рынке алкоголя, - говорит генеральный директор ОАО «Байкалфарм» Михаил Матханов, - Все, что нужно – это не на словах, а на деле стать своим, местным производителем».

Стройка года

Главной стройкой 2010 года стали ремонтно-восстановительные работы на ликероводочном заводе ОАО «Байкалфарм» в п. Тельма Усольского района Иркутской области. Предприятие, купленное у ОАО «Кедр» в 2008 году, пребывало в плачевном состоянии.

За прошедшее время на производственной площадке был проведен капитальный ремонт цехов и инженерных коммуникаций, произведена замена технологического оборудования, установлена современная линия по розливу ликероводочной продукции, смонтировано оборудование системы ЕГАИС. Лаборатория контроля качества продукции тоже была оснащена современными приборами. Сейчас завод технологически готов к запуску. Но прежде чем это случится, должны быть завершены работы по оформлению разрешительной документации – получена лицензия на производство и ряд других документов. В последнее время государство серьезно ужесточило требования к заводам-лицензиатам, поэтому времени на оформление всех бумаг потребовалось значительно больше, чем предполагалось ранее. Сейчас прогнозный план запуска производства на Тельминской площадке – первый квартал 2011 года. Вероятно, что Минал в Красноярском крае и Тельма в Иркутской области будут запущены одновременно.

На ликероводочном заводе ОАО «Байкалфарм» в п. Тельма будет трудоустроено свыше 100 человек. Объем производства на первом этапе составит 100-150 тысяч дал алкогольной продукции с постепенным выходом на проектную мощность завода – 600 тысяч дал. В соответствии с этим вырастет и объем налогов, отчисляемых в бюджет Иркутской области – со 100-150 млн. рублей до 600 млн. рублей в год, как только предприятие заработает в полную силу.

Сделка года

Безусловно, сделкой года стало приобретение компанией «Байкалфарм» обанкротившегося Минусинского алкогольного завода в Красноярском крае. Это один из крупнейших водочных заводов региона, который простаивал почти три года – с середины 2007 года. В имущественный комплекс предприятия входит и ликероводочное производство в Минусинске и спиртовый завод в поселке Знаменка. Изначально предприятие продавалось за 75 млн. рублей, потом она была снижена до 63 млн. рублей, однако в итоге было куплено в июле 2010 года ОАО «Байкалфарм» за 48, 8 млн. рублей.

На предприятии началась техническая модернизация, за прошедшее время многое из оборудования устарело, требовало ремонта и замены. В частности, на предприятии необходимо было заменить разварники, установить систему ЕГАИС, построить водовод до Енисея, закупить и установить по требованиям нового законодательства оборудование для утилизации барды.

Мощность водочного производства ОАО «Минал» составляет 1,2 млн дал в год, мощность входящего в него спиртового завода в поселке Знаменка — 1 млн дал спирта. В 2003 г. на «Минале» было произведено 392 тыс. декалитров продукции, в 2004 году – 271,1 тыс, а в 2005 – всего 175,3 тыс. дал. ОАО было признано банкротом в июле 2007 года, производство остановлено.

Это уже второй производственный актив ОАО «Байкалфарм» в Красноярском крае. Годом ранее компания купила и запустила производство на Канском ликероводочном заводе. Объем налоговых платежей с предприятия до конца 2010 года превысит 150 млн. рублей.

Новинка года

Помимо решения вопросов, связанных с запуском новых промплощадок, в компании была продолжена работа по расширению ассортимента выпускаемой продукции. Уже в конце января 2010 года была презентована новая водка от компании «Байкалфарм» - «Саяны».

Разливать ее начали как на головном предприятии в Улан-Удэ с последующей отгрузкой в Читу и Бурятию, так и на Канском ЛВЗ с отгрузкой в Красноярский край и Иркутскую область. «Саяны» имеют уникальную рецептуру. При ее производстве используется натуральный мед, настой листа брусники и брусничный экстракт. Применение в рецептуре натурального настоя брусничного листа, а также специальных технологий подготовки воды и очистки готового продукта позволили создать напиток с особенно легким ароматом и вкусом.

А 18 августа 2010 года в Улан-Удэ была презентована еще одна новинка от компании – водка «Омулевка». Оригинальный вкусовой оттенок продукту придает экстракт облепихи, который используется при ее производстве. Кроме того, при выпуске водка проходит дополнительную очистку на золотых фильтрах.

А 15 декабря 2010 года можно считать своего рода символом выхода алкогольного маркетинга из кризиса. ОАО «Байкалфарм» презентовал новый продукт премиум-класса – водку «Серебро Сибири». В ее рецептуре используется морс облепихи, изготовленный из натуральных ягод, и природный мед. Дополнительная очистка – на серебряных фильтрах.

Помимо этого, технологи компании восстановили уникальную рецептуру знаменитого красноярского бальзама «Енисей». И сейчас его выпуск возобновлен. В будущем году планируется также выпуск нескольких новых брендов. Детали компания традиционно хранит в секрете.

Награда года

Традиционно урожайным на награды в профессиональных дегустационных конкурсах стал уходящий год для продукции ОАО «Байкалфарм». В общей сложности только на всероссийских конкурсах (без учета различных региональных) компания получила 19 медалей различного достоинства.

Крупнейший смотр алкогольной отрасли традиционно проходит в феврале в Москве – выставка «ПродЭкспо». В 2010 году на выставке компания получила три медали. Водка «Ветерок» была признана «Звездой ПродЭкспо-2010», а водки «Канская» и «Иркутянка» получили золотую и бронзовую медали.

В мае 2010 года на международном конкурсе «Лучшая водка 2010» продукция ОАО «Байкалфарм» взяла сразу 5 медалей: золотые награды в номинации «Среднеценовой сегмент» получили водки «Иркутянка», «Саяны», «Канская», в номинации «Настойки сладкие» - «Руссика брусничная». Бронзовой медали в номинации «Открытие года» удостоилась водка «Ветерок».

А в конце 2010 года прошел Всероссийский конкурс «100 лучших товаров России». И здесь наград было уже без малого 11.


Дипломы конкурса получили водки «Кристальная капля Люкс», «Руссика», «Саяны» и «Ветерок». Кроме того, в рамках конкурса в номинации «Продовольственные товары» диплома удостоилась водка «Канская», выпускаемая Канским филиалом компании «Байкалфарм». Кроме того, награды получили Бальзамы «Бурятия» и «Амрита», сладкие настойки «Руссика черносливовая», «Руссика черемуховая», «Руссика брусничная» и «Руссика рябиновая на коньяке», выпускаемые на головном заводе ОАО «Байкалфарм» в Улан-Удэ.

Как отмечают в компании, участие в дегустационных конкурсах стало своего рода делом чести. «В феврале 2011 года пройдет выставка «ПродЭкспо» и мы намерены показать там наши новинки 2010 года», - подчеркнули в компании.

Готовность года

Безусловно, главным ожиданием 2010 года был запуск Тельминского ЛВЗ. Сейчас на предприятии все готово к запуску, компания «Байкалфарм» долго шла к этому и было выполнен большой объем работ. Дело - за бумагами. Как отмечают в компании, запуск собственного завода ОАО «Байкалфарм» в Иркутской области позволит в разы увеличить объемы акцизных сборов с предприятий-производителей крепкого алкоголя. Сейчас объем акцизов, которые поступают в региональную казну от производителей крепкого алкоголя в Иркутской области, составляет ничтожные 40 млн. рублей. Для сравнения в Республике Бурятия эта цифра – свыше 800 млн. рублей в год. Запуск завода в Тельме уже на первом этапе позволит поднять эту цифру с существующих 40 млн. рублей до 500-600 млн. рублей при выходе Тельминского ЛВЗ на проектную мощность. Кроме того, пуск завода существенно улучшит экономическую ситуацию не только в п. Тельма, но и во всем Усольском районе.

«Байкалфарм» не просто приобрел местный завод-банкрот. Он приносит на него новые технологии, новый маркетинг, новые продажи, новое оформление продукта, новый контроль качества. И пусть это не дает одномоментного грандиозного результата, но это дает долгосрочный экономический эффект. По сути, компания осуществляет инвестиции в будущее территории. Можно по разному к этому относиться, но факт остается фактом - алкоголь является частью нашей культуры, так пусть эта часть будет легальным продуктом местного производства.

Игорь Сатыров

Справка

Компания «Байкалфарм» — бизнес-группа федерального уровня была создана в Улан- Удэ в 1991 году. В состав группы компаний «Байкалфарм» входит ликероводочный завод в г. Улан-Удэ (Республика Бурятия), Канский ликероводочный завод (Красноярский край), планируется запуск ликероводочного цеха на базе Тельминского спиртового завода (Иркутская область). Недавно была закрыта сделка по приобретению алкогольного завода «Минал» в г. Минусинск (Красноярский край). Компания «Байкалфарм» занимает 2 место в Сибирском федеральном округе и входит в ТОП-20 крупнейших алкогольных компаний России.

ОАО «Байкалфарм» контролирует более 65% алкогольного рынка Бурятии, 25% рынка Иркутской области, 20% рынка Забайкальского края. Буквально за 1 год активных продаж в Красноярском крае удалось увеличить долю рынка местных производителей до 8%. Объем производства по итогам года составил 1,63 млн. дал алкогольной продукции, что на 13% выше уровня 2009 года. Продажи составили 1,6 млн. дал алкоголя, что на 18% превышает показатели 2009 года. В составе корпорации «Байкалфарм» на территории Красноярского и Забайкальского краев, Иркутской области, Республики Бурятия работает 1, 1 тыс. человек. По сравнению с прошлым годом численность персонала увеличилась на 18%.

Всего за 11 месяцев 2010 года оплачено в бюджет налогов в сумме 1, 302 млрд. рублей. В том числе по филиалу в Канске (Красноярский край) – 149, 8 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил свыше 9%.

Всего в региональные бюджеты Красноярского, Забайкальского краев, Иркутской области, республики Бурятия за 11 месяцев 2010 года компанией «Байкалфарм» оплачено свыше 1 млрд. рублей. В федеральную казну перечислено 258, 4 млн. рублей. Во внебюджетные фонды поступило 29 млн. рублей, по филиалу в Канске – около 5 млн. рублей.